История собора

XVI-
XVIII

1552 г.

Деревянная Петропавловская церковь. Вторая половина XVI – начало XVIII вв.

Петропавловская церковь – один из старейших православных храмов Казани, его основание относится к периоду формирования в городе русского населения, вскоре после взятия Казани войсками царя Ивана IV Васильевича в 1552 г. и присоединения территории Казанского ханства к Русскому (Московскому) государству. В то время церковь была деревянной и, очевидно, небольшой. Она относилась к посадским приходским храмам, которых тогда в Казани появилось довольно много.


А.Олеарий. Вид Казани. Вторая половина XVII в. Гравюра

К. де Брюйн. Вид Казани. Начало XVIII в. Гравюра

В XVI–XVII вв. территория вокруг крепости (Казанского Кремля) входила в границы посада, была обнесена деревянной острожной стеной с башнями и воротами. На посаде жили ремесленники, торговцы, стрельцы. Церкви являлись центрами посадских «кварталов», где нередко жили переселенцы из каких-то определенных мест, составлявшие своего рода «землячества».


1556 -
1558 гг.

В историческом документе, Писцовой книге города Казани 1566-1568 гг., читаем (в той части, где описывается застройка, прилегающая к улице Воскресенской, шедшей по гребню кремлевского холма): «Церковь верховных апостол Петра и Павла, а другая церковь теплая Козьма и Домьян, а поставленье и все церковное строенье петровского попа Василья да мирское, а у церкви двор дьяконов Окинфеев…». Также упоминается еще «петровский» поп Иван. Запись свидетельствует, что церковь не была ружной, то есть ее устроили и содержали за счет прихода, а не на «ругу» – средства из казны. Храм являлся «холодным», «летним», дополнялся отапливаемой церковью свв. Космы и Дамиана.


Планировка-реконструкция Казани (казанского посада). Вторая половина XVI – первая половина XVIII вв. Автор: Н.Ф. Калинин

1708 г.

Недалеко располагался городской торг, а между ним и церковью указано: «На посаде у верховных апостол Петра и Павла за торгом на площади государева царя и великого князя светлица выездная». Вокруг храма, в сторону улицы Воскресенской и по направлению к Проломным воротам посада стояли многочисленные дворы архиерейских служителей и посадских людей, ремесленных и торговых – рыбника, пирожников, калачников, хлебников, кирпичников, горшечника, плотника и др. В таком виде Петропавловская церковь просуществовала до 1720-х гг. По одному из источников XVIII века церковь свв. Космы и Дамиана «на воротах» была перестроена в кирпиче до создания нового Петропавловского собора и освящена в 1708 г. (по другой версии в 1704 г.). Название «на воротах» она получила потому, что на первом этаже здания церкви находились каменные лавки (палатки), а под алтарем арочный вход на двор, к погосту Петропавловского собора. В Петропавловском соборе «следами» существования первоначальной церкви были серебряный позолоченный крест 1693 г., украшенный жемчугом и драгоценными камнями, Евангелие 1717 г. и др.


Следы и остатки, расчистка и фиксация погребений второй половины XVI-XVII вв., выявленные во время современных раскопок Института археологии им. А.Х,Халикова Академии наук РТ на участке галереи Петропавловского собора.

Предметы, выявленные во время современных раскопок Института археологии им. А.Х,Халикова Академии наук РТ на территории собора

Вокруг церкви в XVI-XVIII вв. был погост (приходское кладбище), которое существовало и при новом соборе, захоронения подходили непосредственно к стенам церкви. Оно постепенно исчезло под постройками и при благоустройстве территории. При императрице Екатерине II, со второй половины 1770-х гг. были запрещены погребения на погостах внутри города, было устроено городское кладбище, однако захоронения священнослужителей у алтарной части храма продолжались. В советское время территория была закатана в асфальт. Несомненно, что на церковном кладбище упокоился не один десяток священников и прихожан, о чем свидетельствуют археологические раскопки, проведенные во время реставрации собора.

XVIII

История строительства каменного (кирпичного) Петропавловского собора. Собор в XVIII веке

1722 г.

История строительства собора до сих пор «хранит» некоторые тайны, ставит вопросы. В XIX-XX вв. устойчиво бытовало предание (оно и сейчас сохраняет свою популярность), связывавшее строительство великолепного, крупномасштабного Петропавловского собора с посещением Казани императором Петром I в июне 1722 года по пути следования по Волге в Каспийское море – в Персидский поход.


А.Олеарий. Вид Казани. Вторая половина XVII в. Гравюра

1722 -
1726 гг.

Эта история гласит, что император останавливался в течение нескольких дней в доме богатейшего казанского купца И.А.Михляева, стоявшем рядом с Петропавловской церковью, и что затем Михляев, в память об этом визите и в благодарность за благоволение к нему императора, выстроил в 1722 (1723) – 1726 гг. новый храм. Причем в процессе строительства произошло обрушение, и затем, по велению Петра I, были присланы столичные мастера, среди них некий флорентийский архитектор.


Вид Казани с изображением Петропавловского собора. Ю.фон Каниц. 1779 г.

Однако современные исследователи на основе документальных источников во многом опровергают яркую легенду. Петр I встречался с Михляевым и, по-видимому, удостоил посещением его дом, но в нем не жил. И решение о строительстве новой церкви Михляев принял не позднее 1720 года, когда заключил договоры о поставке извести и камня «к строению церкви Петра и Павла». В ноябре 1721 г. четыре его подрядчика обязались сделать и обжечь «в хозяйских его сараях и с его дровами» 180 тыс. штук кирпичей.
Возведение столь крупного и богатого по декору сооружения, безусловно, потребовало больших финансовых вложений и сложных строительных работ, учитывая местоположение храма на склоне холма. Вполне возможно, что визит Петра I и встреча с ним Михляева «вдохнула» новый импульс в строительство храма, посвященного небесному покровителю императора.


Митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр (Холмский), который освятил Петропавловский собор. 1710-е-1720-е гг. Гравюра

Первое изображение Петропавловского собора. Из панорамного видового снимка Казани Ю. фон Каница. 1779 г.

П3 апреля 1726 года собор был освящен митрополитом Казанским и Свияжским Сильвестром (Холмским). Это произошло уже после смерти Петра I, скончавшегося в 1725 г. Михляев сделал щедрые дары-вклады в собор (напрестольные кресты, священные сосуды для Литургии, облачения священнослужителей, книги), из них сохранились потир (Чаша для Причащения) и Евангелие 1682 года в серебряном позолоченном окладе.
Масштаб и роскошь убранства нового храма были небывалыми для Казани того времени. Петропавловский собор является ярким памятником архитектуры петровской эпохи, архитектуры русского барокко. Он входит в круг памятников «нарышкинской архитектуры» рубежа XVII-XVIII вв., но вместе с тем несет и черты петровской эпохи с ее европейскими веяниями.
Петропавловский собор представляет собой двухъярусный бесстолпный храм (тип «восьмерик на четверике»), с трапезной и двумя приделами с северной стороны. Собор имел четыре престола, два на верхнем ярусе – главный свв. первоверховных апостолов Петра и Павла и придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и два внизу – теплый храм в честь Сретения Господня и придел Рождества св. пророка Иоанна Предтечи – небесного покровителя Михляева. Парадная лестница, ведущая к верхнему храму, была обращена в сторону Гостиного двора, к которому выводили врата церкви свв. Космы и Дамиана. Именно с этой стороны в то время (и до второй половины XIX века?) располагался основной проход к собору. Гульбище – открытая обходная галерея – первоначально не существовало.

Храм построен из крупномерного кирпича. Стены покрыты штукатуркой, пышно орнаментированы: резными белокаменными и лепными деталями наличников окон, карнизов, дверных проемов, украшениями из просечного железа по кровле. В убранстве выделяются мотивы виноградной лозы с гроздьями винограда (евангельская символика, один из символов Христа, образ Его слов – «Аз есмь лоза…»), гирляндами цветов, плодами.
Есть гипотеза, что первоначально фасады собора были краснокирпичными с белым декором, а оштукатурены позднее, с покраской декоративных деталей масляными цветными красками. Полихромность (многоцветье) придает собору особую индивидуальность и неповторимость среди других храмов.

Одновременно с собором с северо-восточной его стороны была возведена ярусная колокольня. 52-метровый собор и 49-метровая колокольня стали, наряду с сооружениями Казанского Кремля, архитектурно-градостроительной доминантой центральной части Казани.
Богатое убранство было сделано и в интерьерах собора, прежде всего в главном, верхнем храме. Иконостас в шесть ярусов (а если считать за отдельный ярус венчающие иконостас фигуры, то семь), выполненный искусными казанскими мастерами во главе с резчиком Гусевым, сохранил первоначальный барочный образ, хотя и с поновлениями. Иконостас замечателен своей величественностью и массивностью, плотностью золоченой резьбы. В верхней части установлена резная позолоченная корона, подобные короны меньших размеров имеются и других местах иконостаса. Они, возможно, символизируют связь сооружения собора с императором Петром I. Из икон «первого состава» сохранился неизменным только храмовый образ свв. апостолов Петра и Павла. Изначально икона имела серебряный позолоченный оклад.
Своды и внутренние поверхности стен храма имеют лепные украшения с теми же, что и снаружи, мотивами вьющихся ветвей, трав, лоз, гроздьев винограда и других плодов, цветочных гирлянд. На стенах в лепных рамах на железных листах сделаны живописные изображения евангельских сюжетов.
Громадное 50-пудовое, в 5 ярусов, меднолитое позолоченное паникадило на 40 свеч и большие лампады, висящие перед местными иконами, являлись дарами купцов И.А. Михляева и И.Ф. Дряблова (1761 г.).

Храмоздатель. Иван Афанасьевич Михляев

Иван Афанасьевич Михляев / Микляев (1667 – 1728), на чьи средства был построен Петропавловский собор, являлся в конце XVII – начале XVIII вв. богатейшим купцом Казани и всего Среднего Поволжья. Происходил из села Русские Алаты (ныне Высокогорский район Республики Татарстан). Михляев занимался торговлей пушниной, закупая ее у татар, башкир, народов Западной Сибири, и поставляя на Макарьевскую ярмарку под Нижним Новгородом, в Москву и другие места. География торговли кожевенными товарами, салом, шерстью, сукном, винами простиралась от Архангельска до Астрахани и даже Кяхты. Торговые обороты доходили до нескольких десятков тысяч рублей. Торговые дела вел с русскими и иностранными партнерами, а также с казной.


1724 г.

В первые годы XVIII века купец гостиной сотни Иван Михляев стал сочетать торговую деятельность с промышленной. Он организовал кожевенные и винокуренные заводы в Казани, Алатах и деревне Барышево Свияжского уезда; основал в Казани суконную фабрику – на несколько лет раньше, чем была устроена казенная фабрика (1714), был пайщиком полотняного завода в Москве. Во время пребывания в Казани в 1722 г. Петр I уделил большое внимание городским промышленным предприятиям, и сравнение казенного «шерстяного завода» с суконной фабрикой Михляева оказалось не в пользу первого. В 1724 г. Петр передал Михляеву казенное производство: Иван Афанасьевич возглавил «кумпанство» / компанейство из 5 купцов (доля его в 1728 г. составляла 10 тыс. руб.), но главным собственником оставалась государство. Только наследники Михляева стали полноправными владельцами суконной фабрики, вокруг которой сформировалась казанская Суконная слобода.


Дары – вклады И.А.Михляева в Петропавловский собор: Евангелие. Москва. 1682 г. В серебряном золоченом окладе 1726 г. Дар И.А. Михляева Из фондов НМ РТ

1724 -
1725 гг.

Остается неизвестным время строительства дома Михляева у Петропавловского собора. Он издавна признан как старейший каменный (кирпичный) жилой дом Казани, распространено мнение о его возведении в конце XVII века. Однако в настоящее время есть и другая гипотеза, по которой утверждается, что переезд супругов Михляевых к собору состоялся в 1724-1725 гг., что дом строился одновременно с храмом и составляет с ним, колокольней и церковью свв. Космы и Дамиана единый архитектурный комплекс. Дом главным двухэтажным фасадом выходил на западный откос кремлевского холма, с него открывался красивый вид на Волгу; одноэтажным фасадом был обращен на небольшую площадь с собором и колокольней. С востока квартал замыкался рядом одноэтажных михляевских торговых лавок, выходивших на улицу Воскресенскую.


Потир – Чаша для св. Причащения, дар И.А. Михляева. 1726 г. Серебро, чеканка, золочение, гравировка Из фондов НМ РТ

1728 г.







1735 г.





1770 г.


План-разрез колокольни с указанием места склепа и надгробий Михляевых. 1887 г.

Сохранилось завещание Михляева 1728 г., в нем он выражал свою волю: похоронить его при Петропавловском соборе; жене и духовному отцу священнику Ивану Изотовичу – поминать душу его и родителей в церковных молитвах, отдать свой двор со всем каменным и деревянным строением и 34 лавками в Петропавловскую церковь в вечное владение (с возможностью его наследникам, жене Евдокии Ивановне и ее племяннику Афанасию Дряблову выкупить эту недвижимость – «только бы не было в том церкви святой обиды») и т.д. Однако домовладение Михляева осталось за его наследниками, что породило спор их с епархиальными властями, которые в 1730-е гг. устраивали в соседстве с Петропавловским собором по Воскресенской улице духовную семинарию. По указу Сената 1735 г. наследники Михляева должны были отдать 3 тыс. руб. на ее строение, «а буде они тех денег не отдадут, тогда тот двор и лавки отдать к той семинарии». Иван Афанасьевич Михляев был погребен вместе со своей женой Евдокией Ивановной (? – 1740) и дочерью Анной в семейной усыпальнице под соборной колокольней. В 1930-е годы она была разорена, восстановлена в 2005 году. Бывший дом Михляева с 1770-х гг. перешел в городскую собственность, Казанскому приказу общественного призрения, в XIX – начале XX вв. в нем в разные годы находились трактиры, гостиница, свечное заведение, в советский период дом относился к швейной фабрике. В настоящее время планируется реставрация и музейное использование исторического здания; впервые этот вопрос был поднят в 1890-е гг.

Иван Михляев оставил по себе память не только своим богатством и размахом деятельности, но и благотворительностью, на его средства строились и обновлялись многие храмы Казани и Казанской губернии. Петропавловский собор стал самым значительным его богоугодным даром в деле храмоздательства.

XIX

Петропавловский собор в первой половине XIX века

1774 г.

К XIX-му столетию Петропавловский собор являлся одним из самых известных храмов Казани, однако уже пережил немало драматических событий и постепенно ветшал. В 1742 и 1749 гг. собор пострадал от пожаров, но конкретных документальных свидетельств об этих событиях нет. В июле 1774 г. был разграблен во время штурма Казани войсками Емельяна Пугачева.


План Петропавловского собора с устройством хор Губернский архитектор А.Шмидт. 1815 г. Из фондов НМ РТ


Казанская духовная семинария с частью Гостиного двора, видом на Воскресенскую улицу и Петропавловский собор. В.Турин. Офорт раскрашенный. Конец 1820-х гг. Из фондов НМ РТ

Не известно, когда храм приобрёл статус собора, сразу после постройки или позднее, но к началу XIX века это уже было фактом, его именовали именно так.

1815 г.

По крупным казанским пожарам 1815 и 1842 гг. имеются сведения об ущербе, нанесённом Петропавловскому собору, о восстановительных работах и поновлениях. Особенно сильно пострадал собор во время сокрушительного городского пожара 1815 г. Выгорели нижний Сретенский храм, приделы на обоих ярусах, но верхний - главный - ярус собора остался целым. В ходе ремонта был вновь построен иконостас Сретенского храма.



Казанская духовная семинария с частью Гостиного двора, видом на Воскресенскую улицу и Петропавловский собор. В.Турин. Офорт раскрашенный. Конец 1820-х гг. Из фондов НМ РТ

1825 г.

В мае 1825 г. архиепископ Казанский и Симбирский Амвросий (Протасов) осмотрел Петропавловский собор в связи с предполагавшимся прибытием в Казань императора Александра I, после чего было постановлено: «церковь и колокольню снаружи в прежнем виде раскрасить» (за 2680 руб.), «возобновить» наружные иконы, «которых на церкви и на колокольне сочтено до 70 штук» (700 руб.), «иконостас внутри церкви и образа на стенах следует промыть и облупившиеся иконы возобновить, также внутренние стены расписать колерами» (1500 руб.) и др.

Визит императора не состоялся (в декабре того же года Александр I скончался), а работы были произведены частично. В 1825 г. известный казанский художник В.С.Турин заново написал иконы на железных листах на наружных стенах храма. Им же были созданы иконы для иконостаса Сретенского храма, а также, вероятно, обновлены некоторые из икон внутри Петропавловского храма - в иконостасе и в трапезной. В начале XIX века фоны икон (кроме храмовой иконы апостолов Петра и Павла) были позолочены.


Собор святых Петра и Павла А.Дюран, А.Раффе, А.Бри. Литография. Париж. 1845 г. (рисунок 1837 г.). Из фондов НМ РТ

1825 г.



1842 г.

1848 г.

Северный придел верхнего этажа был возобновлён в 1828 г. на средства серпуховского купца А.Варгина. Нижний придельный храм во имя Рождества св. пророка Иоанна Предтечи ещё до пожара 1815 г. был обращен в квартиру для священнослужителей (1813 г.). Но после пожара 1842 г. этот придел был возобновлён, а в 1848 г. отремонтирован на средства купчихи И.Зайцевой и переосвящен во имя Божией Матери Неопалимой Купины. В этот же период по проекту архитектора М.П.Коринфского была построена ограда Петропавловского собора с южной стороны двора.


Петропавловский собор Литография. Из альбома «Виды Казани, рисованные с натуры Эдуардом Турнерелли». Лондон. 1839 г. Из фондов НМ РТ
Значимость Петропавловского собора ярко отражена в казанском художественном наследии первой половины XIX века: он стал популярным объектом видовых изображений, запечатлен в произведениях художников В.С.Турина, Э.Турнерелли, А.Дюрана, А.Н.Раковича. На всех видах этого времени собор представлен с северной стороны (от улицы Гостинодворской, ныне Чернышевского), откуда в XVIII - первой половине XIX вв. был основной проход к храму.

Обновление Петропавловского собора в 1860-е годы

1864 -
1867 гг.


Петропавловский собор. 1879 г. Фотограф В.П.Бебин

Значительные работы по обновлению убранства Петропавловского собора проводились - в основном, внутри верхнего храма – в 1864-1867 гг., при церковном старосте Василии Николаевиче Унженине. Он вложил собственные средства, 5 тыс. руб., и приложил много стараний для сбора пожертвований.

В 1864-1865 гг. был полностью разобран и затем собран главный иконостас, заменены его обветшавшие части и сделано новое золочение всей конструкции. В алтаре были вновь устроены престол, жертвенник, сень над престолом, киоты у клиросов, рамы для многих икон и т.д. Оценка работ составила 11 тыс. руб. серебром.


Чертеж (проект) обновления главного иконостаса Петропавловского собора и иконостаса в трапезной. 1863 г. Литография. Из фондов Национального музея РТ

1864 г.



1865 -
1866 гг.


Фасады и планы Петропавловского собора и его колокольни. Вид с южной стороны. Середина XIX в. Литография. Из фондов Национального музея РТ

Исполнителем являлся Михаил Александрович Тюфилин – выходец из арзамасских цеховых, потомственный резчик иконостасов и позолотчик. К моменту работ в Петропавловском соборе Тюфилин уже имел в своем тонком ремесле достаточный опыт и мастерство. В 1864 г. вошел в купеческое сословие, в 1866-м получил большую серебряную медаль на губернской выставке сельскохозяйственного (кустарно-прикладного) производства. Тюфилин на несколько десятилетий стал в Казани и Казанской губернии главным мастером по созданию и ремонту иконостасов, различной церковной деревянной резьбе и позолоте.
В 1865-1866 гг. художником Николаем Мегунтовым учеником Московского училища живописи и ваяния, были выполнены новые изображения на железных листах (тоже новых), вставленных в лепные алебастровые рамы на внутренних стенах собора. Прежние потемнели от времени и пожаров. Мегунтовым исправлял и повреждения лепнины.
Сами стены покрыли масляной (клеевой) краской – в алтаре голубой, в центральной части храма светло-желтой, в трапезной бледно-розовой.
В иконостасе были поновлены иконы местного ряда - Иерусалимская икона Божией Матери, Господа Вседержителя, Успения Божией Матери, а все остальные, за исключением храмового образа, свв. апостолов Петра и Павла, переписаны заново лучшим тогдашним казанским иконописцем, Тимофеем Терентьевичем Гагаевым, за 3300 руб. серебром.

В нижнем Сретенском храме был отремонтирован и позолочен иконостас. В 1867 г. в мастерской тульского купца Льва Алексеевича Лялина было позолочено паникадило верхнего храма собора. Но состояние здания вызывало опасения: в стенах существовали глубокие трещины, разрушался фундамент и т.д. Вследствие этого в 1860 г. был закрыт верхний придел, а помещение нижнего совершенно отошло от здания.


Чертеж (проект) обновления главного иконостаса Петропавловского собора и иконостаса в трапезной. 1863 г. Литография. Из фондов Национального музея РТ

1870 -
1880 гг.


Соборная церковь свв. апостолов Петра и Павла Гравюра М.Малышева с фотографии. Из сборника «Древняя и новая Россия», т. 2. Санкт-Петербург. 1877 г. Из фондов Национального музея РТ

В 1870-1880-е гг. появились первые фотографии Петропавловского собора. Эти виды были сделаны с южной стороны храма (в отличие от изображений предыдущего периода, показывавших собор с севера), перед которой с середины XIX века сформировался довольно просторный двор. Сюда переместился главный вход на территорию храма. Снимки запечатлели и ограду Петропавловского собора, построенную по проекту М.П. Коринфского, с кирпичными воротами и цоколем, столбами и деревянными конструкциями между ними.

Значимость Петропавловского собора ярко отражена в казанском художественном наследии первой половины XIX века: он стал популярным объектом видовых изображений, запечатлен в произведениях художников В.С.Турина, Э.Турнерелли, А.Дюрана, А.Н.Раковича. На всех видах этого времени собор представлен с северной стороны (от улицы Гостинодворской, ныне Чернышевского), откуда в XVIII - первой половине XIX вв. был основной проход к храму.

Большая реставрация в Петропавловском соборе

1888 -
1890 гг.


Генеральный план участка со строениями Петропавловского собора с резолюцией Строительного отделения Губернского правления и благословением архиепископа Казанского Павла на проведение работ. Декабрь 1887 г. Из фондов Национального музея РТ

В 1888 – начале 1890 гг. была проведена первая масштабная реставрация и капитальный ремонт Петропавловского собора, с ориентацией на первоначальный вид сооружения и с воссозданием многих утраченных к тому времени элементов.

Ремонтно-реставрационные работы производились по проекту и под наблюдением Михаила Ниловича Литвинова, который в 1886-1890 гг. состоял на должности казанского городского архитектора, после окончания Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. На первой стадии проектирования была проведена тщательная экспертиза состояния всех фундаментов, конструкций, кирпичной кладки собора и колокольни.


Схематическое изображение осадки частей собора. Южный и западный фасады. 1887 г. Из фондов Национального музея РТ

Схематическое изображение осадки частей собора. Южный и западный фасады. 1887 г. Из фондов Национального музея РТ

1888 г.

Во время реализации проекта по конструктивной и инженерно-технической части было сделано: Под собор подведен новый фундамент, за исключением фундамента под северными приделами, который оказался прочным. Фундамент, частью белокаменный, частью кирпичный имел наклонную ступенчатую поверхность и выступал от линии стены местами почти на 2 метра. При устройстве нового фундамента вокруг него был снят накопившийся культурный слой и выровнена поверхность двора, при этом вскрыты старые кирпичные основания лестниц с северной и южной сторон собора. После разборки крытой паперти с западной стороны и открытой паперти с северной стороны храма, была возведена новая паперть с двумя лестницами на второй этаж в первоначальном виде, дошедшая до настоящего времени.

На стенах и сводах Петропавловского собора были заделаны трещины и выбоины кирпичной кладки.

Разобраны два северных придела и возведены новые. Под местом престола в небольшом кирпичном «колодце» была помещена медная позолоченная доска с датой закладки придела, 5 июня 1888 г. при архиепископе Казанском и Свияжском Павле, протоиерее Петре Васильевиче Малове, церковном старосте Петре Васильевиче Унженине. Между приделом и храмом на втором этаже была устроена ризница для хранения церковного имущества.

С северной стороны собора был вырыт подвал и в нем устроена «амосовская» печь калориферного отопления с внутристенными каналами на первом и втором этажах.


Планы укрепления фундаментов собора. 1887 г. Из фондов Национального музея РТ

Чертежи по устройству отопления и вентиляции в соборе. 1887 г. Из фондов Национального музея РТ

Реконструкция проводилась на средства, накопленные приходом, и на добровольные пожертвования. Большая заслуга в организации всего дела принадлежала протоиерею П.В. Малову и старосте П.В. Унженину. Солидный вклад оставил по завещанию предыдущий настоятель Петропавловского собора Гавриил Федорович Мелановский (18 тыс. руб.).


Чертежи по устройству отопления и вентиляции в соборе. 1887 г. Из фондов Национального музея РТ

Петропавловский собор во время реставрационно-ремонтных работ. 1888-1890 гг.

Всего на реставрацию конца 1880-х – начала 1890-х гг. было израсходовано около 77 тыс. руб. Сохранились многочисленные документы, связанные с этими реставрационно-ремонтными работами – архитектурно-проектные чертежи и планы, сметы расходов и отчеты, счета от различных торговых заведений и предприятий и т.д.

Архитектурно-художественные работы во время реставрации

Значительные работы были проделаны во время реставрации 1888-1890 гг. по наружному и внутреннему убранству собора и колокольни, а также по благоустройству парадной части входного двора.
Фасады собора были оштукатурены и затем окрашены желтой краской, на фоне которой ярко выделялся многоцветный декор, обновленный с соблюдением первоначальной полихромии. Были восстановлены белокаменные резные детали, сделан (заменен на прежних местах) лепной декор, с прекрасной проработкой и деталировкой. На южной, западной и северной стенах на втором ярусе установили девять изразцов. В оконных проемах собора поставили новые рамы с остеклением в виде шестиконечных крестов, образованных переплётами; с заполнением крестов в алтарной части жёлтыми стеклами, а на остальных окнах синими.


План крыш собора. 1887 г.
Из фондов Национального музея РТ

Эскизы декора и цветового решения восточного фасада Петропавловского собора. 1887 г.
Из фондов Национального музея РТ

Кровлю заново перекрыли листовым белым железом (использовалось и новое, и старое железо), сделана в форме паркета, окрашена «шахматным» рисунком в голубой и зелёный цвета (позднее изменены на синий и белый). Крест на главе собора, венчающая его корона и поддерживающие цепи были позолочены.

На стенах собора и колокольни были поновлены и частично переписаны все иконы (87) на листах железа. Проведена реставрация колокольни. Фундамент ее оказался рыхлым, кирпичи по стенам в некоторых местах вывалились, высеченные из камня и вылепленные из алебастра украшения попортились, а от часов XVIII века остался только один циферблат. В ходе работ был подведен новый фундамент, стены с декором отремонтированы, оштукатурены и окрашены; сделана новая кровля ярусов и главок с позолотой верхней главки и креста. На колокольне установили часы работы казанского мастера, купца Петра Ионовича Климова. В нижнем ярусе колокольни были отремонтированы часовня над фамильным склепом храмоздателя И.А. Михляева и сам склеп.


Эскиз ограды Петропавловского собора с иконами на металле. 1889 г.
Из фондов Национального музея РТ

Фасад колокольни с западной стороны, с восстанавливаемых лепных деталей и новых часов. 1887 г. Из фондов Национального музея РТ

У собора появилась новая ограда, на месте прежней (середины XIX века). На перестроенном кирпичном цоколе были сделаны железные столбы из изогнутых прутьев с железной решеткой между ними. Ворота ограды были также выполнены из железа с решетчатой верхней частью. На столбах и воротах установили иконописные фигурные изображения на жести.

Двор был вымощен с южной и восточной сторон булыжником; с западной стороны сделан ступенчатый спуск на Малую Проломную улицу (ныне ул. Профсоюзная). Кроме собора и колокольни на церковном участке находились квартиры причта, каретник, другие служебные и хозяйственные постройки.

Счет кирпичного завода Л.К.Хрщоновича на поставленный
кирпич для Петропавловского собора. Сентябрь 1888 г.
Из фондов Национального музея РТ

Сборная смета расходов по ремонту и реставрации Петропавловского собора. 1890 г.
Из фондов Национального музея РТ

Реставрация Петропавловского собора была исполнена так великолепно и качественно, что красота храма, если не превосходила, то, наверное, не уступала его первоначальному облику. В этом обновленном виде собор дошел до советского времени.

XIX-
XX

Петропавловский собор в конце XIX – начале XX века

На рубеже XIX – XX столетий Петропавловский собор прочно занял место в галерее фотографий и открыток, являлся одним из самых популярных объектов фотосъемки в Казани, хотя диапазон ракурсов был довольно ограниченным из-за местоположения собора. Виды всегда представляют собор с юга, со стороны ограды и переднего двора; могут включать прилегающий переулок со зданием женской Мариинской гимназии и «жанровые эпизоды» с людьми. Во дворе собора видим палисадники, с постепенно появляющейся растительностью.


Петропавловский собор. Из альбома «Дорогому гостю Президенту Франции Феликсу Фору на добрую память фотография Дубровина и Анисимова, бывшая Бебиной. Казань». Конец 1890-х гг. Из фондов Национального музея РТ

В.А.Нарамовский. Петропавловский собор. 1896 г. Акварель Из фондов Национального музея РТ

В этот период в соборе служили настоятели, протоиереи: Петр Васильевич Малов (1882 – 1896 гг.), автор опубликованной «Летописи Петропавловского собора города Казани» (1890), Иван (Иоанн) Тимофеевич Горизонтов (1898 – 1906), Николай Александрович Воронцов (1908 – 1916). У алтарной части собора находился небольшой погост. Из церковных источников известно, что с южной стороны алтаря были похоронены о. Гавриил Федорович Мелановский (ум. 1 октября 1882 г.), о. Николай Воронцов (ум. 10 февраля 1916 г.). Место для могилы определил еще при жизни сам отец Николай. При прокладке траншеи в 1970-е гг. у северо-восточной апсиды был вскрыт кирпичный склеп с останками священника, на груди которого находилось Евангелие в серебряном окладе первой половины XIX века.


Казань. Мариинская женская гимназия и Петропавловская церковь
Открытое письмо. Москва. Начало XX в.
Из фондов Национального музея РТ

Петропавловский собор. Трапезная верхнего храма Конец XIX - начало XX вв.
Из фондов Национального музея РТ

Петропавловский собор
Открытое письмо. Начало XX в.
Из фондов Национального музея РТ

Присяжный лист потомственного почетного гражданина П.В. Унженина на должность церковного старосты Петропавловского собора. 1887 г. Из фондов Национального музея РТ

Приход собора в конце XIX – начале XX века оставался сравнительно небольшим (на 1904 г. – 21 двор, 105 человек). Причт включал настоятеля в сане протоиерея, диакона, двоих псаломщиков. К примечательным фактам истории собора относится то, что в 1880-е гг. здесь какое-то время пел в церковном хоре юный Федор Шаляпин.

Период испытаний. Петропавловский собор в 1917-1939 гг.

1925 г.

После революции 1917г. Петропавловский собор продолжал действовать до 1939 г., пережив множество испытаний. В 1922 г. в нем, как и в других храмах Казани, было произведено изъятие церковных ценностей (предметов из драгоценных металлов и камней) в рамках кампании помощи голодающим. В 1925 г. произошло ограбление собора.


Вид на Петропавловский собор со стороны Толчка – городского рынка у Гостиного двора
Фотограф У.О.Филд. 1931 г.


Ворота и ограда Петропавловского собора
Фотограф У.О.Филд. 1931 г.

1924 г.

Храм попал в сферу деятельности отдела по делам музеев и охраны памятников старины Народного комиссариата просвещения ТАССР. Признание собора выдающимся памятником истории и архитектуры позволило оградить его от разрушения, сохранить иконостас и другие элементы убранства. В 1924 г. были составлены планы зданий и опись строений, находящихся в ограде Петропавловского собора. В числе строений значились: собор, колокольня, квартиры служителей (двухэтажный и трехэтажный корпуса), одноэтажная кладовая, торговый корпус.


Настоятель Петропавловского собора протоиерей А.И.Боголюбов с внучкой Людмилой у лестницы Петропавловского собора. Лето 1930 г.


Счет от Управления Казанского городской электрической станции и Газового завода на оплату электроэнергии. Май-июль 1919 г.
Из фондов Национального музея РТ

Требование Управления Казанского городской электрической станции и Газового завода о ремонте неисправной проводки электрического освещения. Июнь 1919 г.
Из фондов Национального музея РТ

1926 г.







1918 -
1930 гг.

1930 г.




1939 г.

В 1926 г. между Народным комиссариатом внутренних дел ТАССР и приходским обществом Петропавловского собора был заключен договор о бессрочном бесплатном пользовании собором с обязательством со стороны прихожан производить оплату текущих расходов на содержание храма, не допускать: политических собраний, враждебных советской власти; просветительской и проповеднической деятельности; совершения «набатных тревог» для созыва населения против Советской власти и т.д. К договору была приложена «Опись богослужебных предметов храма во имя св. апостолов Петра и Павла гор. Казани». В соборе находились иконы и предметы церковной утвари из нескольких церквей и Спасо-Преображенского монастыря Казани, уже закрытых к этому времени; позднее сюда была перенесена рака с мощами свт. Варсонофия. Некоторые предметы из собора в 1925 г. были переданы в Центральный музей ТАССР, в их числе: литургические сосуды и кадило – дары храмоздателя И.А.Михляева, столовая ложка с надписью «Петер Михляов» (так в описи), Евангелие 1717 года, дарохранительница, 5 старинных фелоней и стихарь с оплечьем, шитый жемчугом и бисером.
В 1918-1930 гг. настоятелем храма являлся протоиерей Андрей Иванович Боголюбов (1863-?), ранее долгое время служивший на приходах Свияжского уезда. В августе 1930 г. он был арестован, приговорен к 3 годам ссылки в Северный край как «участник подпольной организации», за обращение в 1928 г. за финансовой помощью к бывшему старосте П.В.Унженину, эмигрировавшему в Китай. Судьба отца Андрея после высылки не известна. Деньги из Харбина действительно были получены и стали ощутимой поддержкой для общины.
В 1930 г. община Петропавловского собора вынужденно отказался от пользования колокольней, так как с нее Рудметаллторгом были сняты колокола (при этом сильно повреждены пролёты звонницы) и демонтирован механизм башенных часов.
Петропавловская община принимала к себе верующих, священнослужителей и имущество из других закрываемых храмов города – Грузинской, Евдокиинской, Тихвинской, Смоленско-Варлаамовской, Серафимовской. Смоленско-Седмиезерной церквей, Казанско-Богородицкого и Феодоровского монастырей, также были приняты общины старообрядцев-единоверцев и евангельских христиан. Число прихожан в целом составляло 252 чел. (1931, 1934), 345 чел. (1932). Община не принимала обновленчества, неизменно сохраняла принадлежность «тихоновскому направлению».
В 1930-е гг. в соборе служили (в разное время) священники Александр Васильевич Лебедев (с 1932 г. служил в Москве, в 1937 г. был расстрелян), Михаил Васильевич Софотеров, Аркадий Владимирович Преображенский, Димитрий Зиновьевич Прокопович, Михаил Фёдорович Зосимовский, Василий Петрович Ивановский, Борис Федорович Филипповский и др. Последним настоятелем в 1939 г., незадолго до закрытия собора стал священник Смоленско-Седмиезерной церкви Козьей слободы протоиерей Владимир Родионович Воронов.
С начала 1930-х гг. проводилась агитационная кампания с призывами о закрытии Петропавловского собора как «очага контрреволюции» и места распространения «религиозного опиума и дурмана». В июне 1939 г. Казанский горсовет принял постановление о закрытии собора, в котором говорилось, что «в центре города совершенно не имеется клубов и зала для лекций, а община не обеспечивает полное сохранение исключительно ценных архитектурных особенностей здания». Предлагалось передать здание Центральному музею ТАССР под антирелигиозный музей, а общину перевести в пустующую кладбищенскую церковь. Президиум Верховного Совета ТАССР постановление утвердил.

Здание Петропавловского собора после закрытия. 1939-1989 гг.

После закрытия в 1939 г. имущество Петропавловского собора было описано специальной комиссией. Церковные предметы, имеющие художественное и историческое значение, были переданы в Центральный музей ТАССР (около 300), остальные поступили в Госфонд. Мощи святителя Варсонофия оставались в соборе.


Настоятель Петропавловского собора протоиерей А.И.Боголюбов с внучкой Людмилой у лестницы Петропавловского собора. Лето 1930 г.

1941 г.


План антирелигиозного музея в Петропавловском соборе 1941 год

В помещении собора началось создание Антирелигиозного музея (как филиала ЦМ ТАССР), с указанием при его организации обеспечить сохранность архитектуры здания. Экспозицию разместили на первом этаже. В ее содержании была сделана попытка отразить историю религий разных эпох и стран. Древнейшими экспонатами являлись подлинные египетские предметы, из коллекции ЦМ ТАССР; большое место занимали идеологические разделы о «реакционной роли» Церкви в дореволюционной России, ее связи с самодержавием, контрреволюционной деятельности в первые годы Советской власти, раздел «Соцстроительство и борьба против религии».
В январе 1941 г. была организована комиссия по приемке музея, после осмотра сделаны замечания (отрывочность экспозиции, преобладание копийных материалов по ряду тем, экспонирование без необходимых пояснений икон, церковной одежды и утвари) и рекомендации по подготовке к открытию. В том числе приняли резолюцию: «мощи Варсонофия следует вскрыть в присутствии представителей советской общественности». 20 марта 1941 г. было произведено публичное вскрытие мощей святителя Варсонофия. Дальнейшая судьба их не известна. В Национальном музее РТ находится серебряная крышка раки. 25 марта комиссия постановила экспозицию считать принятой, музей был открыт10 апреля 1941 г.

1963 г.

В верхнем этаже собора с помощью преподавателя физики Казанского университета Е.К.Завойского (позднее академик, лауреат Ленинской премии) был установлен маятник Фуко (устройство, используемое для демонстрации суточного вращения Земли, маятник на длинном гибком подвесе) и создана выставка «Образование Вселенной». Там же открыли лекторий на 300 мест. Однако Антирелигиозный музей просуществовал очень недолго. С началом Великой Отечественной войны здание, в связи с уплотнением многих учреждений и передачей их помещений под госпитали, занял педагогический институт, затем партархив. Фонд антирелигиозного музея был передан в ЦМ ТАССР. В 1963 г. в помещении нижнего храма был открыт планетарий с выставочным залом – филиал Государственного музея ТАССР.


Открытие планетария – филиала Государственного музея ТАССР. 1963 г.
Из фондов Национального музея РТ


Атеистическая выставка в планетарии. 1970-е гг.

План Планетария 1963 год

1960 г.




1976 г.

В верхнем этаже разместилась Татарская специальная научно-реставрационная производственная мастерская. В трапезной и приделе находились рабочие помещения отделов, в алтаре – зал для собраний, в бывшей ризнице – архив. В центральном помещении храма перед иконостасом с какого-то времени установили бильярд.
В 1960 г. Петропавловский собор был признан памятником культурного наследия РСФСР. В 1960-е – 1980-е гг. проводились частичные ремонтно-реставрационные, поддерживающие работы в соборе и колокольне. В 1968 г. три нижних яруса колокольни были укреплены стальными тяжами, в 1971–1973 гг. и позднее – отреставрированы фасады колокольни, восполнены утраченные детали, части кровли; проведены два ремонта внешних стен собора с их окраской и восстановлением декора. Однако часть декоративных наружных элементов была утрачена. В 1976 г. московские художники-реставраторы под руководством И.П.Ярославцева отреставрировали наружные иконы собора.


Бильярд в помещении Петропавловского собора
Фотограф В.Зотов. 1983 г.

1988 г.


Епископ Казанский и Марийский Анастасий (Меткин) на открытии выставки «Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье», посвященной празднованию 1000-летия Крещения Руси. 1988 г.

В 1988 г., в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси, в выставочном зале Государственного музея ТАССР в нижнем этаже собора была организована выставка «Древнерусское лицевое шитье».

Впервые после 1920-х гг. были показаны церковные ткани XVI-XVIII вв., поступившие в фонды музея из ризниц Благовещенского собора, Спасо-Преображенского и Казанского Богородицкого монастырей и др. Выставка стала одним из проявлений наступившей новой исторической эпохи.


Царские врата иконостаса Петропавловского собора. 1970-е – 1980-е гг.

Возрождение собора и церковно-приходской жизни. 1989-2015 гг.

1989 г.


С наступлением нового исторического этапа – перестройки – началась борьба за возвращение Петропавловского собора верующим. Для Казанской епархии и Казани это стало знаковым событием, в движение были вовлечены не только верующие, но и широкая общественность, средства массовой информации. Огромную роль в консолидации общественного мнения сыграла популярнейшая в то время газета «Вечерняя Казань» и лично ее редактор А.П.Гаврилов. Учитывая смену общего политического курса в стране, руководство города и республики объявило об одновременном возвращении православным – Петропавловского собора, а мусульманам – Азимовской мечети. Это решение открыло новую эпоху в истории Казанской епархии. Появилась «первая ласточка» – первый возвращенный храм после десятков лет воинствующего безбожия, важнейший прецедент. И не просто храм, а выдающийся историко-архитектурный памятник. В июле 1989 г. Петропавловский собор был возвращен верующим.

1992 г.

Первое, после полувека закрытия, богослужение с чином освящения собора было совершено 25-26 августа 1989 г. епископом Казанским и Марийским Анастасием. С этого времени в соборе вновь начались регулярные богослужения в верхнем Петропавловском храме. Нижняя церковь в честь Сретения Господня была освящена 15 февраля 1992 г. Были восстановлены необходимые предметы церковного обихода и набор необходимых богослужебных книг.



1997 г.

В 1997 и в 2005 гг. в Петропавловском соборе совершал богослужения патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.



Однако состояние храма было тяжелым. Со стен кусками обваливалась роспись, в некоторых местах не было кровли, из потолка даже выпадала кладка. В 1990-е – начале 2000-х гг. был проведен цикл ремонтно-реставрационных работ, в том числе по программе подготовки к празднованию 1000-летия Казани. Много сил и средств пришлось отдать для того, чтобы привести храм в надлежащий вид. Была восполнена утраченная золоченая резьба иконостаса верхнего храма, отреставрированы Царские врата. В притворе восстановлена живопись и лепнина свода. Заново написаны иконы в картушах на внутренних стенах. Иконостас и роспись в нижнем храме были сделаны заново, по описаниям ещё живых очевидцев.

XXI
2003 г.

На колокольне установили новые колокола, повторяющие полный дореволюционный набор колоколов (на средства председателя банка «Заречье» Н.В.Девятых – тогдашней постоянной благотворительницы Петропавловского собора). В 2003 г. силами Казанской епархии был отреставрирован первый ярус колокольни и восстановлена усыпальница Михляевых.

Петропавловский собор стал средоточием почитаемых епархиальных святынь. С момента освящения 1989 г. в нем находится великая святыня – чудотворная икона Божией Матери «Смоленская Седмиезерная», с которой связано спасение Казани от чумы в середине XVII века. Особым почитанием пользуются Феодоровская икона Божией Матери (кон. XVI в., из разрушенного одноименного монастыря), образ свт. Николы Чудотворца (XVI в., из Николо-Гостинодворской церкви), Иверская икона Божией Матери (XVIII в., писана на Афоне), прославившаяся мироточением, икона Божией Матери «Умягчение злых сердец». В собор были перенесены обретенные при раскопках 1995 г. на месте разрушенного в советское время Спасо-Преображенского монастыря в Казанском Кремле мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских, в миру бояр, отца и сына Ивана и Нестора Застолбских, приближенных первого архиепископа Казанского и Свияжского, святителя Гурия (вторая половина XVI в.), а также мощи святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского (†1613), видного церковного деятеля периода Смутного времени, венчавшего в 1613 г. на царство первого государя из династии Романовых – царя Михаила Феодоровича.

Петропавловский собор после 2015 г.


Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) (2015 – 2020) совершает богослужение в Петропавловском соборе. Октябрь 2015 г.

В настоящее время в комплекс Петропавловского собора входят объекты культурного наследия федерального и регионального значения: собор первоверховных апостолов Петра и Павла (1726 г.), колокольня (1726 г.), дом причта (1847 г.), храм мучеников Космы и Дамиана (конец XVII века), хозяйственная постройка (середина XIX века) и каменная ограда.


Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) и Президент Республики Татарстан Р.Н.Минниханов на совещании по реставрации Петропавловского собора. 17 апреля 2016 г.


Храм открыт и во время реставрационных работ. 2018 г.

В соборе освящены престолы: в честь апостолов Петра и Павла (алтарь верхнего храма, освящен 25 августа 1989 г.), Сретения Господня (алтарь нижнего храма, освящен 15 февраля 1992 г.), а также переносной престол в честь Собора Казанских святых (освящен 17 октября 1994 г.). С 2016 г. началась масштабная реставрация Петропавловского собора по Федеральной целевой программе «Историческая память» на средства бюджета Российской Федерации. Также по поручению Президента Республики Татарстан выделяются средства из бюджета РТ и внебюджетных источников. К началу научных обследований и проектных работ состояние фасадов, кровли, стен, сводов, многих элементов декора собора оценивалось как неудовлетворительное (работы предыдущего периода в основном носили косметический, восстановительный, противоаварийный характер).


Реставрационные работы. Вид Петропавловского собора с северо-восточной стороны. 2019 г.

2016 -
2023 гг.

В период с 2016 по 2023 год было выполнено: укрепление грунтов основания и усиление фундаментов собора, устройство их гидроизоляции, реставрация гульбищ (папертей) и лестниц, укрепление конструкций стен и сводов, расчистка и реставрация фасадов, восстановление утрат кирпича, белого камня и лепнины; капитальный ремонт металлических конструкций кровли и водосточной системы, реставрация фасадных икон; реставрация и золочение центральной главки и креста; замена внутренних инженерных сетей, реставрация всех помещений первого этажа. Проведены противоаварийные работы на колокольне. Ведутся комплексные реставрационные работы в трапезной части верхнего храма собора и на колокольне.


Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл (Наконечный) осматривает ход реставрационных работ в нижнем храме Петропавловского собора. 20 декабря 2020 г.

2016 -
2023 гг.

В нижнем храме собора обнаружена и расчищена уникальная настенная живопись XVIII–XIX веков, которая была скрыта под многими слоями поздних красок. В ближайшее время планируется реставрация выявленной живописи вместе со всеми стенами и сводами Сретенского храма. После окончания данных работ и возобновления богослужений в нижнем храме останется окончательный этап реставрации Петропавловского собора в помещениях четверика, главного алтаря и малого придела верхнего храма.

Престольный праздник в Петропавловском соборе. Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл (Наконечный) совершает литургию. 12 июля 2022 г.

2026 г.

В рамках реализации проекта замены инженерных сетей и благоустройства планируется обустроить и приспособить всю территорию Петропавловского собора для максимального удобства прихожан и туристов.
Завершение полной реставрации всего собора и колокольни планируется к 2026 г. – к 300-летнему юбилею завершения строительства и первого освящения Петропавловского собора.
Несмотря на постоянно ведущиеся ремонтно-реставрационные работы храм открыт и для прихожан, и для гостей Казани, ежедневно совершаются богослужения, осуществляется полноценная деятельность прихода.


Праздник, посвященный 350-летию императора Петра Великого. 12 июля 2022 г.
Иконостас Петропавловского собора. 2022 г.